Макросафари |
статьи - Рассказы и впечатления | ||||||||||||
Пока большинство людей еще сомневаются, фотографы анималисты абсолютно уверены: если и есть рай на земле, то он обязательно находится в тропиках. Взглянув на снимки ярких костариканских лягушек-древолазов, мы готовы согласиться с этим утверждением. Foto&Video journal.Любое путешествие начинается задолго до момента отправления. Ведь главная и неотъемлемая часть любой экспедиции — подготовка, от которой зависит результат съемок. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЕЗДКИОтправляясь в далекое путешествие, а тем более в тропические страны, нужно узнать как можно больше о том месте, куда вы направляетесь, подробно спланировать график и маршруты передвижений, позаботиться о медикаментах, а также выяснить все об опасных и ядовитых животных и насекомых, их повадках и местах обитания. Готовясь к путешествию, я составляю список всей необходимой аппаратуры, с учетом местного климата, природных особенностей и характера съемок. Также обдумываю этапы съемок, стараясь учесть гаджеты и приспособления, которые могут понадобиться в различных ситуациях. Ими могут стать любые предметы: и простая веревка, и полиэтиленовый пакет. Так, например, однажды мне понадобилось зеркальце для отражения весеннего солнца в расщелину коры дерева, где дожидался оттепели шмель. А при поиске сюжетов для ночной съемки неоценимую помощь может оказать ветодиодный фонарик. ПОИСК СЮЖЕТОВ И СЪЕМКАДля макросафари отлично подходят теплые тропические страны, с огромным разнообразием видов. Непосвященному человеку может показаться, что кроме бабочек и шмелей здесь больше ничего не найти. Но многое видит тот, кто знает, куда смотреть. Большинство насекомых прекрасно маскируются под среду обитания, а их размеры настолько малы, что с высоты человеческого роста они и вовсе незаметны. Для начала выберите место съемки. Это может быть как небольшой парк в черте города, так и тропический лес. Затем нужно максимально приблизиться к растительности, присесть на корточки или даже прилечь, чтобы слиться с этим удивительным, скрытым от наших глаз сказочным макромиром. Как только вы окажетесь на его уровне, откроется целая вселенная, полная красок и изобилующая сюжетами. Чаще всего большие скопления макропланетян встречаются около цветущих растений, плодовых деревьев и в других местах кормления насекомых. Сюда слетаются всевозможные бабочки, мушки и жуки. Здесь же их поджидают хищники. Тут-то и предоставляется возможность подкараулить оригинальные, динамичные или драматичные сюжеты. В поисках более скрытных насекомых нужно заглядывать во всевозможные расщелины в деревьях, под листья, в соцветия, норки и под камни. Но необходимо быть предельно осторожными, ведь тропики населены ядовитыми насекомыми и животными. Ни в коем случае не следует прикасаться, а тем более хватать незнакомый вам вид, если нет полной уверенности в том, что это безобидное существо. Снимать нужно осторожно, миллиметр за миллиметром сокращая дистанцию до объекта и делая несколько кадров на каждом этапе. Это необходимо для гарантированного получения качественных снимков. Ведь при крупноплановой съемке глубина резко изображаемого пространства бывает меньше миллиметра, и при малейшем движении камеры вы рискуете потерять объект из фокуса или попросту смазать снимок. У каждого животного есть своя зона безопасности, при пересечении которой вы рискуете спугнуть его и потерять из виду. Приближаться следует медленно и аккуратно. Необходимо дать ему привыкнуть к вашему присутствию. Затем сделать несколько кадров и продолжить сближение. Каждый снимок может стать последним, после чего модель сделает ноги или крылья. Таким образом мы получим четкие снимки, а также множество разнообразных ракурсов и планов, из которых впоследствии сможем выбрать лучший. Съемка движущихся объектов требует терпеливого наблюдения за поведением насекомого, выявления ключевых и повторяющихся действий, ситуаций, в которых можно подловить оригинальный кадр. Это помогает предсказывать на шаг вперед действия модели и, подготовившись заранее, спокойно снимать то, что задумали. Так, например, заметив цветок, на который чаще всего прилетают бабочки, и продумав наилучший ракурс и параметры съемки, мы можем спокойно поджидать следующего визита, поставив камеру на штатив. Ночная съемка изобилует редкими сюжетами, но найти их непросто. Отправляясь на ночную фотоохоту, прихватите налобный фонарик. Если расположить источник света ближе к глазам, то в темноте будут высвечиваться глаза всех ночных обитателей, что позволит быстрее их находить. Также фонарик послужит подсветкой для выстраивания кадра и фокусировки в полной темноте. Если вы собрались в поездку на автомобиле, не стоит убирать камеру далеко в багаж. Оставьте ее в салоне — мало ли что интересное по дороге попадется, а времени на остановку и разбор завалов в багажнике просто не окажется. Коста-РикаЖелание поехать в КостаРику возникло не спонтанно. Мне всегда хотелось отправиться в какую-нибудь тропическую страну с влажным климатом ипоснимать животных в тамошних дождевых лесах. Рай экотуризма, Коста-Рика постоянно упоминается в телефильмах про дикую природу, и очень часто имя именно этой страны мелькает в названиях работ зарубежных фотографов-натуралистов. Многие месяцы я готовился к поездке: тщательно штудировал интернет, собирая информацию о стране и ее достопримечательностях;читал форумы, отзывы об отелях, информацию о национальных парках и их обитателях; выяснял, что было бы интересно снять в том или ином месте и сколько вре мени на это понадобится. Так постепенно составлялся маршрут и график передви жений по стране. Вулкан АренальСамолет совершил посадку в пасмурную погоду. На улице было хмуро и угрюмо. Получая багаж, я старался выяснить, на каком виде транспорта лучше добраться до вулкана Ареналь/Arenal, находящегося в середине континента, южнее столицы Сан-Хосе/San Jose. Тут мне просто повезло: среди прилетевших был молодой человек, с которым мы уже встречались в посольстве Коста-Рики в Москве. Как оказалось, он давно проживает в этих краях и работает гидом. С его помощью мы добрались до места на такси за вполне приемлемую сумму. Цены и условия размещения в первом же отеле, из выбранных мною заранее, вполне устроили. Утром я встал рано. МонтевердеДальше мой путь лежал в облачные леса Монтеверде/Monteverde, что рядом с маленьким поселением Санта-Елена/Santa Elena, расположенным в горах на высоте около 1400 метров над уровнем моря. Дорога была не очень долгой, но приходилось часто менять транспорт: сначала до озера Ареналь на автомобиле, потом на катере через озеро и далее опять на машине. В Санта-Елене мне опять понравился первый же отель из моего списка, а управляющий, в связи с низким сезоном и желанием задержать клиента на более длительный срок, предложил люкс за те же деньги, что и обычный номер. С балкона открывался потрясающий вид на долину. Мимо проносились облака, и очень часто появлялась радуга. На лугах паслись лошади, а у леса был маленький прудик. В первый же вечер удалось поснимать скорпиона, которого я обнаружил по дороге в номер. Бахо дель ТигреДля макросъемки животных и насекомых был выбран парк Бахо дель Тигре/Bajo Del Tigre. Этот дождевой лес является частью проекта, в котором дети всего мира виртуально покупают участки земли или отдельные деревья, на которые вешаются алюминиевые таблички с их именами. Таким образом, дети вносят свой вклад в изучение и сохранение тропических лесов. Более сухой по сравнению с облачным лесом, он изобилует обитателями. Повсюду норы пауков-птицеедов. Ночью, пошевелив веткой у такой норы, можно увидеть, как из нее появляется огромный паук, привлеченный движением у своего логова. В сумерках начинают летать палочники и мотыльки. Пуэрто ВьехоПереезд в маленький городок Пуэрто Вьехо/Puerto Viejo на побережье Карибского моря занял около восьми часов. Здесь жарко и влажно, даже поздним вечером. Зато экзотических макросюжетов предостаточно. Буквально на каждом кусте, подобно ягодам, сверкали черно-красные кузнечики. Реже встречались их собратья гигантских размеров и фиолетовой раскраски. Карибское побережье очень порадовало разнообразием флоры и фауны. МанзаниллоВ один из следующих дней я отправился в заповедник Манзанилло/Manzanillo. Этот дикий дождевой лес с густой растительностью плотно заселен животными и насекомыми. Повсюду ползали сухопутные крабы всевозможных цветов, от оранжевого и красного до голубого. На кустарниках и деревьях сидели раки-отшельники. Разнообразных пресмыкающихся и амфибий там было превеликое множество.
Кауита К владениям национального парка Кауита/Cahuita относится береговая линия протяженностью 14 км, густые леса с многочисленными обезьянами капуцинами, болота и мангровые заросли. Парк отличается красивейшими пляжами с белым и черным песком, прибрежным коралловым рифом с богатой морской жизнью, в окрестностях которого покоятся два затонувших корабля. Каждый год здесь собираются гигантские морские черепахи, чтобы отложить яйца. Каждая черепаха возвращается именно на тот пляж, на котором сама когда-то появилась на свет. В реках и около водятся кайманы, цапли, змеи, красные и ярко-голубые крабы. Вход в Кауиту свободный, но смотрители настойчиво предлагают внести пожертвования на развитие и сохранение территории. Кауита — наименее дикий и наиболее приспособленный к посещению туристами из увиденных мною национальных парков. По тропам ходят смотрители, везде стоят указатели, и все это напоминает городской сад на побережье Карибского моря. Режим посещения также ограничен: время входа и выхода отмечается в специальной книге. В заключение Иногда я делал небольшие вылазки в прилегающие к городам и поселкам джунгли, и они радовали не меньше, чем дикие отдаленные парки. Флора и фауна Коста-Рики настолько девственна, что повсюду, включая территорию отелей, можно встретить каких угодно диких животных. Однажды в отель забрел ленивец. Он так долго спускался по бамбуковым ветвям, что у ожидавшего меня водителя такси чуть не лопнуло терпе ние, пока я снимал этот процесс. На Коста-Рике меня переполняли эмоции. Это настоящий рай для фотоанималиста! И жаль, что выдалось так мало времени на изучение великолепного тропического мира, в котором мне посчастливилось побывать.
|
Рыбаки, охотники и туристы! Нас миллионы! при поддержке портала |